Для нас не существует Секретов

Элемент новизныПервое сообщение не несет какой-либо новизны, не сообщает ничего нового. Во втором случае сообщение содержит новизну, так как раньше вы этого не знали. А если второе сообщение передать инженеру по компьютерной технике, будет ли оно содержать для него новизну? Конечно, нет. Для разных приемников сообщений одно и то же сообщение может содержать, а может и не содержать элемент новизны.

Если говорить проще, информация — это сообщение, содержащее элемент новизны для данного приемника. Но раз есть приемник сообщений, то обязательно должен быть и источник, т. е. в общем виде имеем схему передачи информации, представленную на рис. 2.1.

Вы читаете эту книгу — ее можно рассматривать как источник сообщенийа если то, что вы читаете, является для вас новым, то и как источник информации. Приемником или потребителем информации и этом примере является читатель. А линия связи в приведенном примере — это оптическая среда — воздух и глаза, т. е. то, что помогает читать.

Мы уже говорили, что одно и то же сообщение в зависимости от потребителя может как нести, так и не нести в себе информацию. Попробуем изобразить ситуацию знакомства. Источником сообщения, предложенного на схеме, является человек, имени которого вы не знаете, а приемниками, или, иначе говоря потребителями, соответственно мы. Раз сообщение передается голосом, то линией связи выступает воздух, благодаря акустическим свойствам которого мы, собственно, и слышим. Будет ли нести это сообщение информацию для нас, т. е. будет ли оно информативно? Конечно, ибо до данного сообщения вы не знали имени человека. Однако для родственников этого человека информация о его имени будет неинформативной.

Мы часто слышим фразу: «Только что мы получили новую информацию». Как вы думаете, правильна ли эта фраза? Уверены, что вы скажете — нет, неправильная. И действительно, информация — это не ботинки, которые могут быть и новыми, и старыми. Информация может либо быть, либо не быть. Третьего состояния быть не может. Другое дело, что она может являться своевременной или нет, подробной или краткой, правдивой или лживой, полной или неполной. Но это уже определяется ее свойствами: актуальностью, достоверностью, агрегированностыо, мерой.